Какие только немыслимые пируэты не выделывает история движения человечества на пути к вершинам своей эволюции! Так, для того чтобы заселить атлантическое побережье Америки ирландцами, Провидение применило приём, до немыслимости жестокий (и одновременно совершенно оригинальный).
На край, чрезвычайно благодатный для выращивания картофеля, наслана была болезнь доселе неслыханная – и в итоге Великого ирландского голода 1845-1849 годов остров сильно обезлюдел, лишившись почти четверти своего населения. Потерявшие работу сельские труженики (которым стало просто не на что жить), хлынули за океан.
Чтобы вывезти всех отчаявшихся, в ход были пущены суда, многие из которых давно пришли в полную ветхость (но других просто не было).
В течение 6 лет страшного голода 5 тысячами кораблей были совершено немыслимое количество рейсов, полных паники, слёз, проклятий и смертей. Люди жили в страшной тесноте (практически стоя), в голоде и холоде – и из 100 тысяч эмигрантов около 16 тысяч до будущего так и не дожили. А утлые свои транспортные средства они с тех пор не именовали никак иначе, чем «плавучими гробами».
Итог: ко второй половине XIX века каждый четвертый в городах на побережье США, выходящем лицом к Атлантике, был ирландцем. А вызвано это «великое переселение» островного народа было фитофторой на картошке.
Возбудитель фитофтороза
Ирландскую эпифитию (повальное заражение растений с их неизбежной гибелью), ставшую причиной столь многих тысяч эпитафий, вызвала Phytophthora infestans. Это простейший микроорганизм из группы Protista – даже не грибок, а растение происхождения ещё более древнего, благоденствующее в водной стихии, где приводит к раневому инфицированию рыбы либо ведёт донный образ жизни, питаясь донным илом.
И так сложились обстоятельства, что именно островной картофель полюбился ему настолько, что он, как косой, покосил весь урожай единственного существующего на тот момент сорта – и не один раз.
Богатые крахмалом клубни картофеля служат не только любимой едой фитофторы – там её споры созревают, что делает один такой склад подземного хранения питательных веществ воистину складом боеприпасов. Заведись один клубень в погребе – и к весне «рванёт» весь погреб.
Существуют и другие протисты, поражающие различные растительные семейства:
- «бомбящая» землянику и малину Phytophthora fragariae;
- «взрывающая» листья роз Ph. cactorum;
- «громящая» различные древесные породы Ph. cinnamomi.
Но картофель полюбился именно этому виду протист, вызывающему развитие на нём сухой бурой гнили.
На картинке жизненный цикл возбудителя фитофтороза картофеля:
Признаки поражения картофеля
Согласно описанию «ирландского синдрома», ботва того картофеля, покрывшись пятнами цвета от буро-лилового до почти чёрного, неизбежно вяла, жухла, ложилась на землю и сгнивала.
Сами клубни зараженного фитофторой картофеля имели вид словно сожжённых. В отличие от гнилей бактериальных (вызывающих образование студенисто-влажных, слизистых, растекающихся масс) фитофторозная гниль была сухой, бурого цвета, с хорошо различимыми на разрезе грязно-жёлтого или бурого цвета древовидными внедрениями, прорастающими вглубь с поверхности.
В местах наибольшего разрушения клубня образовывались заполненные трухой полости. Жизненной силы такой источник новой жизни уже не имел.
Но заразительная сила его была страшной, ибо возбудитель легко переходил на неповреждённые соседние клубни. Бездумное его выбрасывание приводило к заражению земли и возвращению болезни вновь и вновь. Избавиться от неё помогало только безжалостное сжигание всего заражённого тела растений – и клубней, и листьев вместе со стеблями.
Сейчас, с появлением устойчивых к фитофторе сортов картофеля, увидеть поражённое болезнью растение случается редко, но классически картина выглядит как выступание на изнанке листьев растения незначительных по площади бурых пятен с белым плесневым налётом поверху, особенно хорошо он виден, покрытый капельками утренней росы.
Как и развитие грибов (грибков), развитие протист требует продолжительного времени. Прорастание тела возбудителя в ткань растения происходит довольно медленно и незаметно глазу, то же, что проявляется на поверхности – это уже процесс его спороношения.
Дело в том, что тип взаимоотношений картофеля и фитофторы характеризуется вполне научным термином «паразитирование».
В отличие от симбиоза (когда оба растения имеют от сосуществования-партнёрства взаимную выгоду) здесь налицо классическое пожирание одного растительного организма другим, пронизывающим всё тело растения-хозяина, развивающимся за счёт него и в итоге дающего потомство.
Споры растения-паразита, попав в почву, сохраняются в ней годами, чтобы одним дождливым и слякотным летом, проникнув через корни картофеля в его тело и развившись в нём до состояния взрослого организма, превратить растительные ткани хозяина в свои кормовые угодья. Ибо, как уже упоминалось, родной стихией протист является сырость в любом своём воплощении. Поэтому борьба с фитофторозом – это в первую очередь борьба со слякотью в огороде.
Фитофтороз на картофеле – как бороться?
Уже проникшую в тело растения заразу не извести нельзя уже никакими судьбами. Если появились пятна – сколько ни прыскай на культуры Хомом (Оксихомом), толку не будет решительно никакого.
Но попробовать всё же можно – культура-то пока растёт, ещё не погибла.
В таком случае обработка должна проводиться с волшебной регулярностью – не реже (но и не чаще) раза в неделю. Обязательным условием в этом варианте является чередование фунгицидов:
- Дитана;
- «Браво»;
- Ридомил Голд.
Другой группой подавляющих активность вредителя (но, увы, не уничтожающего его самого) средств, являются лекарства, включающие Фитоспорин или его аналоги. Не помешает и опрыскивание раствором медного купороса (2 г/10 л воды), в котором растворено мыло (200 г).
Но единственный надёжный способ лечения фитофтороза – это уничтожение «под корень» самого возбудителя не только гнездящегося в различных частях заражённого растения, но и:
- в земле;
- в местах хранения картофеля.
Любое допускаемое при сортировке «жаление» вроде бы годного клубня приводит к распространению заразы на весь собранный и пытающийся быть сохранённым урожай.
Очень часто источником инфекции становятся заражённые (той же самой Phytophthora infestans) стебли помидоров, из которых пытаются сделать перегной, для чего складируют в компостных коробах. Очень грубая ошибка – они должны подлежать немедленному сожжению (как и заражённая картофельная ботва).
Меры профилактики
Несмотря на то что изменить погоду на период сырого (холодного ли, чересчур ли жаркого) лета человек не в состоянии, ограничить полив до нормы ему вполне по силам. Безбожное заливание картофельных плантаций, ставшее неписаным законом для некоторых хозяев, вреда приносит гораздо больше, чем пользы.
Способствующими созданию для болезни «курортных условий» являются также:
- наличие на делянке высоких, затеняющих культуру, сорняков;
- слишком частое расположение картофельных рядков;
- чересчур обильная ботва (зелень), «разжиревшая» от перекорма растений азотными соединениями.
А в непроветриваемых и непродуваемых зарослях влага конденсируется даже при умеренной температуре.
Не стоит сажать рядом с картофелем помидоры.
Уберечь почву от заражения фитофторой позволит целенаправленная (изначально спланированная) высадка на участке гарантированно устойчивых к болезни картофельных сортов:
- «Удачи»;
- «Вестника»;
- «Тимо»;
- «Ниды»;
- «Резерва»;
- «Луговского»;
- «Скороплодного»;
- «Жуковского раннего»;
- «Лукьяновского»;
- «Москворецкого»;
- «Голубизны»;
- «Невского»;
- «Родника»;
- «Зари».
Если участок сменил хозяина и новому неизвестно, что здесь вытворял прежний, то полезно будет пролить грунт фунгицидом с профилактической целью.
Для этого можно применить растворы:
- ХОМ (хлорокиси меди) либо ОксиХОМ;
- Поликарбоцина;
- Цинеба;
- Купрозана.
Не повредит применение вытяжек из едких растений (позволяющих не слишком вмешиваться в экологическую ситуацию с почвой):
- чеснока;
- репок редьки (редиски), лука;
- листьев черёмухи или тополя.
10 г любого из указанных ингредиентов разводится на 1 л воды, а расход на сотку составляет порядка 6 л.
А для пущей безопасности следует произвести обработку картофеля перед посадкой от фитофтор. Сделать это позволит правильно составленная и вовремя применённая (приготовленная ко дню обработки) бордоская жидкость (уже ставшая легендарной в силу своей «неувядающей» эффективности).
Для составления композиции требуются 2 трехлитровых ёмкости с холодной водой: в одной растворяют негашеную известь (60 г), в другой – такое же количество медного купороса. Жидкости смешиваются лишь непосредственно перед распылением, расход на сотку составляет всего 6 л.
Устойчивости и крепости растений способствуют также применение стимуляторов иммунитета класса Эпина, Цитовита и гуминовых соединений (Оксигумата и аналогичных препаратов).
Но что бы ни писали производители средств защиты растений, полностью избавиться от фитофторы на картофельном участке не поможет ни применение самых мудрёных севооборотов, ни химия, ни физика, ни другие науки – чем примитивней устроен организм, тем выживаемость его выше. А Phytophthora infestans как раз именно к таковым и относится, и вины её в этом нет никакой.
Вопрос фитофтороза, адресованный «большой науке», ею пока не решён, и будет ли решён в ближайшее время – также неизвестно.
Ваш комментарий